Среда, 3 декабря


Иногда мне говорят о том, что мои заметки чаще всего носят негативный характер и я очень редко пишу о том, что у меня получается либо что мне нравится. Нечто подобное я на днях также нашел и в литературе, поэтому решил проверить, насколько популярны заметки, в которых нет ни капли негатива, а только сплошная радость.

Удивительным образом получилось так, что статьи, имеющие негативную окраску, были смешаны с противоположными по смыслу заметками в пропорции, примерно, 1:10. Самое интересное, что патетические сообщения о радостях просматривали преимущественно постоянные читатели сразу после того, как соответствующие заметки были опубликованы, через некоторое же время эти тексты уходили с главной страницы и прекращали быть легкодоступными, оставаясь в течение некоторого времени уже лишь на главных страницах разделов. В это же время заметки, в которых рассказывалось о неудачах в работе с теми или иными поставщиками, посещались и после ухода в глубину списка, поскольку проводниками для них стали поисковые системы. Мне стало еще интереснее и я стал продумывать все возможные варианты такого поведения.

Давайте рассмотрим ситуацию, когда кого-то интересуют отзывы по конкретной программе/продукту/компании. В таком случае что сделает большая часть пользователей сети Интернет? Правильно, наберет в поисковой строке «название программы/продукта/компании отзывы». В ответ поисковик выдаст список страниц с отзывами, но интересующийся будет в первую очередь просматривать именно те, которые носят негативную окраску. Почему так получается? Я спросил у некоторых своих коллег, как они относятся к отзывам о товарах в сети Интернет. Четверо из пяти ответили, что обращают внимание только на отрицательные отзывы. Поясняется это тем, что в отрицательных отзывах, чаще всего, указывается конкретный недостаток и пишутся они, по мнению респондентов, чаще всего именно теми, кто уже имел дело с предметом обсуждения и является покупателем/владельцем/клиентом, а не представителем производителя того товара, который интересен нам, либо его продавцом, надеющимся на то, что от сотни лестных отзывов продажи резко подпрыгнут вверх. Отзывы же положительные весьма часто имеют слишком уж патетический характер и скудны на конкретику. «Хороший телевизор, рекомендую», — гласит восторженный отзыв под страницей описания плазменного телевизора ан сайте одного из крупных сетевых магазинов бытовой техники. Возникает вопрос: а чем же он так хорош? У него яркий экран, качественная цветопередача, длительный срок службы, встроенный проигрыватель с огромным количеством проигрываемых форматов, что? На эти вопросы отзыв нам не ответит, из чего читатели достаточно часто делают вывод о том, что написан отзыв человеком, не имеющим никакого отношения к данному товару. Просто-напросто, такие отзывы игнорируются читателем, что уж мелочится. А теперь представьте себе отзыв такого плана: «Телевизор плохой, купил вчера и сразу заметил, что подсветка очень тусклая. Встроенного тюнера для спутникового телевидения нет, хотя на коробке указано, что он есть. Проигрыватель читает только mkv, mpeg и avi нервно курят в сторонке». Из этого отзыва мы понимаем, что телевизор, на самом деле, не очень. Брать такой не стоит даже если под его фотографиями будут десятки отзывов, как был немножко выше. Хотя, стоит отметить, что такой отзыв также запросто может быть написан представителем, к примеру, другого производителя, который заинтересован, чтобы в одной ценовой категории у его продукта были преимущества в виде отсутствия отрицательных отзывов.

Почему заметки о проблемах и неудачах имеют большую популярность, нежели оды радости и фотографии с горных поездок, в которых все было хорошо? Ответ на этот вопрос я находил в одной из книг по психологии человека, название которой, впрочем, запамятовал. Говорилось там о том, что читатель получает удовольствие от того, что у его любимого блоггера, которого он читает ежедневно, сегодня спустило колесо на автомобиле посреди оживленного проспекта, что фэшн-блоггерша упала на снегу в вечернем платье перед носом у почтенной публики. Нет, приятно здесь не то, что у кого-то там что-то случилось. Прямо сейчас миллионы людей терпят какие-то неудачи, подкачивают себе колеса при помощи компрессора (порно-вариант: при помощи ножного насоса) и падают на снегу в вечерних платьях, но нам же это удовольствия не приносит, не так ли? А причина тут в том, что когда человек видит на фотографиях, что у кого-то там сломались любимые часы, то он тут же вспоминает о том, что вот сейчас на руке или в шкафу дома у него лежат точно такие же, только в отличие от блоггера-неудачника совершенно исправные и готовые к труду и обороне. Так уж сложилось, что отсутствие проблем у тебя не так заметно, как присутствие таких же проблем у другого на фоне их отсутствия у тебя.

Я никогда не пишу ни на каких сайтах одобрительных отзывов. Им никто и никогда не верит, поэтому смысла в этом я не вижу. Постиг я эту истину тогда, когда одна из моих знакомых посетила мой любимый магазин возле дома и приобрела там поддельное вино. В том, что оно было поддельным, не было никаких сомнений, поскольку моя знакомая настолько любит этот напиток, что способна определить даже год его выпуска по вкусу, не то что оригинальность. После этот случая она написала на сайте с Интернет-отзывами соответствующее послание, на которое я посчитал нужным ответить своим, в котором говорилось о том, что в этом магазине я покупаю алкоголь регулярно и никогда с этим проблем не имел. Какого было мое разочарование, когда через неделю в этом же магазине я приобрел коньяк с сорванными пломбами, который был явно разбавлен чем-то иным, если и не заменен вовсе. Конечно же, вскоре я снова добавил отзыв, в котором рассказал читателям о произошедшей ситуации, однако можете себе представить, насколько глупо выглядели два отзыва подряд с интервалом в две недели, совершенно противоположные по смыслу. С тех пор я взял себе за правило никогда не подтверждать того, что в магазине/офисе все хорошо, если другие люди могут подтвердить обратное.

Таким образом, соседка Маша, конечно, позлорадствует над тем, что другая соседка купила мясо с истекшим сроком годности в ближайшем магазине, однако сама при этом задумается над тем, стоит ли дальше покупать мясо там, раз уж были прецеденты. Интересно, конечно, но я сталкивался с такими случаями, когда эта Маша несмотря на изменение магазина после отзыва соседки все еще продолжала ей рассказывать о том, как же хорошо в том магазине, куда она больше не ходит, и о том, что ей там всегда продают только самое свежее.


03.12.2014, 23:31
  психология, пространное.
Просмотров: 2166.