В последнее время я все чаще начинаю замечать, что я уже безнадежно отстал от современной молодежи, которая так увлекается социальными сетями. Да, у меня есть приложения для некоторых социальных сетей, но пользуюсь я ими только потому, что так удобнее смотреть видео или слушать музыку, но вовсе не для того, чтобы получать какие-то уведомления или просматривать какие-то там сообщества. Честно говоря, я бы и не вспомнил о том, что у меня есть доступ в социальные сети, если бы вдруг сегодня не приключилась достаточно интересная история, о которой я постараюсь рассказать в данной заметке.
Есть у меня такое свойство — притормаживать при контактах с людьми. Не при общении, а просто при визуальном контакте. Чаще всего, если я где-нибудь прохожу мимо или даже просто сижу за чашкой кофе в ближайшей кофейне в ожидании кого-то, я обдумываю какой-то вопрос, чаще всего из области программного обеспечения либо законодательства. Благодаря этому, когда я кого-то встречаю, то понимаю, что я знаю этого человека уже тогда, когда прохожу (или он проходит) достаточно далеко для того, чтобы догнать и таки поприветствовать. Так произошло и сегодня. Заходил в магазин, где когда-то давно видел одного своего знакомого. После этого раз двадцать там был, но он мне больше не попадался, из чего я сделал вывод о том, что он там больше не работает. И вот, захожу я сегодня посмотреть расходные материалы, как вдруг вижу, как он проходит за соседним стеллажом (благо, как в кино про библиотеку — видно насквозь). Тут, конечно, мне нужно было бы задуматься о том, что дальше там тупик и через полминуты он пройдет рядом со мной, но я был слишком увлечен ценами на расходники, чтобы еще о чем-то там думать. Конечно же, когда это таки произошло, я спокойно посмотрел, подумал про себя «Нет, он здесь уже давно не работает» и молча отвернулся. Представляете, как выглядело со стороны? Больше не попадался, да и догонять уже как-то глупо, в стиле приключений Мистера Бина. На работе меня посетила гениальная мысль: есть же социальные сети! Набрал имя, ничего не нашел. Через общих друзей, что правда, таки нашел. Трудно, конечно, догадаться, что профилем Брюса Ли управляет Иван Петров, но по фотографиям идентификация на сегодняшний день для меня наиболее оптимальна. Написать сообщение? Как бы не так, сообщения недоступны для тех, кто не указан в списке друзей.
Дальше получается достаточно интересная штука. Согласно логике современных социальных сетей я должен добавить человека в свой список друзей для того, чтобы с ним связаться. Он же со своей стороны должен подтвердить, что я действительно являюсь его другом. Но, интересное дело: друзьями мы не являемся. Казалось бы, группировка списка друзей нужна для того, чтобы отделить друзей по колледжу от друзей по предыдущему месту работы, но фактически разделяет всех людей из списка она на категории «Совсем не знаю», «Видел один раз» и «Ехали вместе в электричке». Как по мне, то это не совсем правильно. В этой ситуации мне вспоминается, как когда-то мы с подругой поспорили, что у кого-то из нас раньше будет 500 друзей в «Одноклассниках». На тот момент у моей подруги было около тысячи друзей, которых реально она никогда в жизни не видела и просто спонтанно нажимала на кнопку добавления к списку друзей на странице более-менее приглянувшегося парня. В «Одноклассниках» такой номер не прокатил и как у меня, так и у нее, был достаточно велик показатель отказов. Тут стоит отметить, что девушка с откровенной фотографией может легче собрать такой список, поэтому в статистике сделаны соответствующие соотношения. Чаще всего люди просто переспрашивали, откуда мы знакомы. Получив отрицательный ответ, они тут же отвечали таковым и на наши заявки, что замечательно иллюстрирует логику старшего поколения, среди которого более популярна данная социальная сеть. Здесь в приоритете над популярностью и «Машка увидит сколько у меня друзей и обалдеет» конфиденциальность и личная жизнь. И это вполне естественно, так как я также крайне редко позволяю себе добавлять в список друзей кого-либо из тех, кого бы я не назвал другом в реальной жизни.
Отличие в этих мирах мне кажется таковым. В «Одноклассниках» пользователи чаще прибегают к ограничениям просмотра для того, чтобы обезопасить подробности своей личной жизни от публикации и общественного распространения. Эти люди привыкли к тому, что определенному кругу людей будет доступно только то, что они считают нужным, а остальные в информировании вообще будут ограничены (закрытый профиль). В синей социальной сети все немного иначе, здесь молодежь ведет светскую жизнь. Сюда выгружаются фотографии из различных клубов и общественных заведений с целью собрать как можно больше одобрительных отметок и восторженных комментариев. Чаще всего, большая часть данных находится в общем доступе без ограничения по принадлежности к тому или иному кругу общения. В некоторых случаях внедряется доступ только для тех, кто находится внутри списка друзей, однако в таком случае в этот список попасть весьма нетрудно. Публичная доступность разнообразного контента, иллюстрирующего образ жизни владельца, провоцирует острые приступы зависти среди знакомых и тех, кто часто находится в той же среде общения. Эта зависть выливается на страницы с анонимными вопросами и превращается в достаточно длительную в некоторых случаях анонимную переписку с обилием ненормативной лексики, поскольку на сегодняшний день это модно. Это так же модно, как и вести блог в сети «Instagram», имеющей на сегодняшний день достаточно большое количество клонов. Можно выгружать туда фотографии блюд, которые ты заказываешь в кафе (даже если бываешь там раз в полгода), фотографии, на которых ты находишься в дорогом магазине (хотя в жизни ничего так не покупал). Я не понимаю смысла этой социальной сети. А «Facebook» — вообще интересная штука. Почти все имеют там аккаунты, но очень мало наших соотечественников заходит на этот сайт по крайней мере, раз в месяц. Страницы модно заполнять на английском языке, таким образом показывая, насколько ты открыт и интересен миру, но при этом не учитывая того, что миру это совершенно не интересно (за исключением редких случаев) и он в любой момент готов доказать это количеством отметок «Мне нравится» и подписчиков. Но главное — создать видимость. И да, у меня тоже есть там страница. И да, я на нее захожу один раз в год, наверное.
Все-таки я не понимаю социальные сети в том формате, в котором они существуют на данный момент. С каждым днем мне все больше и больше начинает нравится «Твиттер» своей краткостью и лаконичностью, но это, что правда, вовсе не означает, что отдельные его профили нельзя превратит в местный аналог «Instagram».