«Ах, что же будет!» или национализация «Приватбанка»


С тех времен, как я постоянно работал в «Ибице», у меня осталась привычка все дела откладывать до вечера, а потом заниматься ими до полуночи, а то и больше. Нормальным для меня является ложиться спать около трех часов ночи. А, собственно, к чему это я: случайно включил на телевизоре «112 канал», хотя новости вообще не смотрю, даже не знаю, что меня заставило это сделать. Вижу скриншот сайта Нацбанка, на котором говорится о национализации «Приватбанка». Ну, думаю, нормально на диету сел, галлюцинации уже мучают. Оказалось, не мучают (ну, или не меня).

Я не буду пересказывать здесь сюжеты новостей, ведь если вы имеете доступ в наш блог, то имеете доступ и к лентам информационных агентств. Я же скажу, что для меня это стало неожиданностью. Наверное, такой же неожиданностью, как и введение временной администрации в банке «Михайловский» (кстати, я уже рассказывал, что мне посчастливилось успеть стать его вкладчиком?), поскольку лично по мне эти банки вызывали наименьшие опасения по части стабильности.

В статьях пишут, что основной причиной падения показателей банка стали несколько волн информационной атаки, в том числе и некое недавнее сообщение телеканала «Интер» (достойный источник, ничего не сказать) о том, что якобы скоро деньги с карт будет невозможно снять. Должен сказать, что украинцы в последние годы напоминают белок-истеричек из одноименного комикса, которые ничего не хотят слышать о ФГВФЛ и думают, что им сообщат о неплатежеспособности банка предварительно, чтобы они успели забрать свои денежки. Трудно, конечно, донести до пенсионерки, что неплатежеспособным банк становится после того, как утрачивает возможность вернуть вкладчикам их средства, а заранее об этом вкладчики никогда не узнают, как, впрочем, не узнают уже в течение всего того времени, что НБУ периодически вводит в коммерческие банки временную администрацию. Тем не менее, ружье, которое висит на стене, обязательно должно выстрелить. Именно так и произошло в случае с «Приватбанком»: вкладчики так боялись неплатежеспособности банка, что сами ее и обеспечили. Должен отметить, что года четыре тому назад, когда «Ощадбанк» совершал какие-то там мне неизвестные манипуляции со своим процессингом, в результате которых в течение половины рабочего дня карты не читались в банкоматах и баланс нельзя было выяснить даже по звонку на горячую линию, телеканал «Интер» уже делал вброс о том, что скоро «Ощадбанк» перестанет выплачивать пенсии военнослужащим.

Мне повезло не быть клиентом «Приватбанка». Когда-то давно знакомство с банковским рынком Украины и меня началось именно с этого банка, тогда у меня была платежная карта, которая обходилась мне в 500грн/год. Где-то с год я пресчастливенько пользовался этой картой для расчетов в магазине и получения денег через АТМ (о покупках в Интернете тогда еще не было речи, т.к. у нынешних TOP-ритейлеров на тот момент вместо сайтов были еще только заглушки с адресами магазинов). Потом «Приватбанк» внедрил терминалы самообслуживания (в моей терминологии они именуются киосками), но через некоторое время все операции из кассы начали направлять на эти самые киоски и стало уже не весело, так как для внесения денег на карту нужно было уже простоять по полчаса в очереди. Потом «Приватбанк» принял от меня платеж через ТСО на пластиковую карту другого банка и не провел ее, сделав вид, что все в порядке и проблемы на стороне банка-получателя. Потом в кассе банка у меня приняли крупную сумму наличности для внесения по реквизитам на банковский счет, но за три банковских дня деньги так и не зашли. Повторный визит в кассу, откуда был проведен платеж, показал, что кассир под видом того, что потеряла какой-то очень важный реквизит, хотела просто посмотреть — а заметят ли. Все эти конфликты были решены (хотя первый с очень большим скрипом, со мной по телефону общалась половина, наверное, головного офиса). Меня вывело это из себя и я расторг договор на банковское обслуживание.

Спустя три-четыре года мне позвонили из офиса банка и предложили восстановить сотрудничество, пообещав, что больше никаких проблем не будет. В качестве бонуса мне выдали премиальную карту без абонентской платы. А это было начало Майдана (в смысле, самого последнего, а не того, что был в 2004-ом), курс доллара скакал во все стороны, из-за чего приобрести валюту было практически невозможно. Тут я вспомнил о «Приват24», где есть функция обмена валют при наличии карт в двух разных валютах. Проверил комментарии топ-менеджеров в Интернете, позвонил на горячую линию: все показало, что для проведения операции есть все возможности. После того, как я внес деньги в гривне на карту выяснилось, что на самом деле никакой валютообмен не работает и выдает ошибку. Я снял деньги обратно, потеряв комиссию за снятие наличных, и расторг договор снова.

Меня, тем не менее, поражают некоторые комментарии в Интернете, в которых говорится о том, что после национализации все банковские операции «Приватбанка» будут контролироваться государством. Я даже не представляю, чем себе представляют это комментаторы «Приватбанк» — как и любой другой банк Украины, он обязан предоставлять государственным службам информацию о использовании услуг клиентами, некоторым даже в режиме реального времени. Именно так выявляются случаи мошенничества, незаконного предпринимательства и прочие. Согласитесь, весьма странно, когда физическое лицо без постоянного места работы получает ежедневно переводы со всей Украины на несколько тысяч гривень. Еще более странно, когда физическое лицо-предприниматель, которое отчитывается в налоговую о нулевой прибыли, получает ее на самом деле несколькими сотнями тысяч на платежную карту. Естественно, все эти операции как были видны всем компетентным службам, так и будут видны дальше. Ясное дело, что если вы продаете, например, книгу за 100 гривень с предоплатой через банк, то никаких вопросов к вам не будет — это никчемные в размерах государства операции, с которыми никто не будет тратить свое время, то ли дело, если вы в день продаете десяток книг и отправляете их по почте: это уже предпринимательская деятельность, а не разовый случай.

Хотя, глупо было бы утверждать о том, что в «Приватбанке» можно было проводить бесконтрольно любые операции. Давайте приведу пример. У меня есть знакомый, который нигде не работает. Он художник, поэтому часто ездит на различные выставки и слеты за границу. Мне он интересен с той точки зрения, что он всегда соглашается привезти мне из-за границы любые комплектующие к серверам, которые там, чаще всего, существенно дешевле, а иногда их здесь просто-напросто нет. Сценарий нашего сотрудничества таков: я пишу записку с точным названием того, что мне надо. Он едет по своим делам, а если появляется свободное время, смотрит по справочнику, где рядом есть магазины или сервисные центры, где есть то, что мне нужно, после чего покупает там нужные вещи за свои деньги (мы договорились так, поскольку точную цену мы не знаем, а работать со сдачей потом будет сложнее) и отправляет мне по почте по прибытии домой. Я получаю свою посылку и отправляю деньги на карту «Ощадбанка». Эта операция носит характер личного перевода, так как я у него ничего не покупаю, да и он мне ничего не продает, зато я возмещаю ему убытки, которые были нанесены покупкой той детали, которую я хочу получить. Проще говоря, человек выступает в роли моего агента при покупке, а не в роли реселлера, который имел бы с такой операции еще и собственную часть прибыли, что уже подпадало бы под понятие предпринимательской деятельности. Мы дружим с 2012-ого года и ему еще ни разу никто ничего не сказал о таких зачислениях, равно, как и мне.

Вот за что я возненавидел «Приватбанк», так это за то, что они платили бюджетникам по 50 гривень за каждую карту для соцвыплат. Было это в те времена, когда я работал над продвижением продуктов одного из коммерческих банков. Что мы только не делали для того, чтобы наш продукт был интереснее — все упиралось в сотрудников профильных ведомств, которые не хотели отказывать себе в прибыли и доказывали всем клиентам, что деньги будут приходить только на «Приватбанк», что на другие банки финансирование будет на неделю позже, что в других банках комиссия за снятие денег, что у других банков нет банкоматов и т.д. Поработал я так, да и ушел, ибо работа превращалась в мартышкин труд: сначала я час рассказываю о преимуществах продукта, затем клиент заинтересовывается и оформляет себе карту для социальных выплат, проходит месяц, а выплат так и нет. Звоню, чтобы уточнить причины (бывает, что люди теряют заявления-реквизиты, бывает что решают не уходить на пенсию) и узнаю, что все они уже исправно получают в «Приватбанке», ибо специалистка сказала, что пенсия будет выше, так как у них особый договор. Эти же легко внушаемые люди и подписали «Приватбанку» смертный приговор, так как поверив в особые договора на увеличение пенсии они с легкостью каждый раз верили и в то, что «Приватбанк» в очередной раз завтра уже закрывается. Ну что же, они сами выбрали свой путь.

Фото © Львівське електротранспортне життє ( ET Lviv)

20.12.2016, 00:01
  Приватбанк, Украина, внезапно, банки, мемуары, воспоминания.
Просмотров: 5216.