Журнал электронного маразма


Когда-то давно я размещал в блоге заметку о моем отношении к так называемым «Евроклубам» в школах и прочим видам идолопоклонения. Весной я с удивлением заметил, зайдя в новую панель статистики по ключевым словам, что на страницу с той заметкой чаще всего приходят по ключевым словам вроде «скачать заметку для школьного евроклуба». Честно говоря, я не думал, что это дело проживет так долго, так как начали всю эту пропаганду еще тогда, когда я сам заканчивал свою любимую школу им. Святого Галагузы. Вот честно, не понимаю я, почему в России сейчас стараются воспитывать детей в патриотическом стиле, а на Украине напротив – разными извращенными методами пытаются внести в уши неокрепших детских психик свою идею: Украина – кака, Европа – цяця. Это сразу бросается в глаза: я десять лет проучился в школе, откуда до Аульского плацдарма – рукой подать, однако туда экскурсии не было ни разу, зато «евроклуб» проводился на регулярной основе и были даже поездки по Европе. Да что уж там говорить о патриотизме среди детей, если даже сама преподавательница моя по истории говорила, что не знает многих известных героев войны, именами которых в крупных городах называют улицы и бульвары (благодаря ее тогдашнему выступлению, кстати, я и запомнил список всех этих известных людей и теперь часто обращаю внимание на улицы, названные в их честь, в городах, которые посещаю).

А чего я, собственно, вспомнил сегодня обо всем этом? Дело в том, что мне совершенно случайно попался в Интернете сайт полугосударственной (на одной странице частная, на другой – государственная…) харьковской конторы, занимающейся пресловутыми школьными порталами с электронными дневниками. Как сегодня выяснилось – электронный журнал – это, ни много ни мало, автоматизация учебного процесса (цитата с сайта конторы). Что именно автоматизируется таким образом – не понятно, однако судя по отзывам добровольно-принудительно назначенных администраторов сайтов школ, портал этот действительно образец принудительного маразма в сфере образования. Раз уж зашла речь о сайтах школ, то скажу, что сайт школы – это просто такой сайтик, который можно было бы создать в абсолютно любом бесплатном конструкторе, с единственным отличием, что на конструкторе была бы размещена реклама того, что выгодно хостеру, а на этом портале – реклама дорогостоящих высших учебных заведений, рассчитанная на богатеньких выпускников, заходящих на сайт школы через MacBook Air. Самое интересное, что ни загрузить на сайт фото, ни загрузить видео – нельзя, для этого нужно пользоваться внешними сервисами. Также нельзя и менять большую часть элементов оформления – администратор сайта может изменить не больше, чем владелец страницы на Твиттере.

Но это еще полбеды, ведь школы хоть и заставляли в свое время пользоваться этим порталом, но они все-таки могли и параллельно вести адекватный Интернет-сайт с нормальным функционалом. Гораздо интереснее – электронный журнал. Его, по идее разработчиков, должны вести учителя, а для этого в каждой классной комнате должен имеется компьютер, подключенный к Интернету. В моей школе компьютеры были в двух классных комнатах – информатики и химии (во втором только благодаря тому, что в классе, которому комната принадлежала, учился сын олигарха) и стоит ли говорить о том, что некоторые учителя вообще никогда в жизни прежде не пользовались компьютером. В итоге вышло так, что пара-тройка особо заядлых учителей строчили в этот электронный журнал двойки ежедневно в расчете на то, что их увидят богатые родители и придут «решать вопрос»; остальным же вообще было фиолетово и некоторые из них заходили в журнал не чаще раза в год (это видно по дате последней авторизации). Казалось бы, идея, в принципе, вполне приличная: с помощью электронного журнала невозможно подкорректировать оценки, можно ежедневно следить за успеваемостью своих детей через Интернет без отрыва от работы, можно узнавать домашние задания, не разыскивая телефонные номера одноклассников, можно узнавать все изменения в расписании и смотреть, когда какой урок закончится и когда начнется следующий. Однако в реальной жизни все превратилось в типичный для нашей сферы образования маразм: журнал велся только по двум-трем предметам, причем отметки не соответствовали реальности практически никогда, домашние задания никто в систему не вводил – было только для уроков физкультуры везде написано «форма», расписание обновлялось настолько редко, что не соответствовало действительности, а все то, что в систему вводилось, вводилось по принципу «абы быстрее», благодаря чему все названия предметов (да и вообще все) были написаны со строчной буквы, а существование заглавных в принципе игнорировалось. Зато портал предлагал каждому из учеников завести свой блог. Какое счастье!

Даже само представление системы превратилось в моем случае в полный маразм: классная руководительница распечатала на листе формата A4 пары логин-пароль для всего класса, состоящего из сорока человек, а затем вырезала ленточки, на которых девятым-десятым кеглем были написаны авторизационные данные. Многие потеряли эти ленточки еще до прихода домой, я же потерял только после того, как пару раз зашел в чудо-систему (иначе сейчас не смог бы написать о ней полноценный отзыв). Логины представляли из себя исковерканные фамилии учеников. Справедливости ради стоит отметить, что фамилии преподавателей система коверкала еще хлеще. Ареса страницы, где нужно вводить логин и пароль, никто не дал, сказали лишь открыть «Яндекс» и ввести в строку поиска «класна оцинка».

А под конец – самое интересное. Некоторые мои одноклассники настолько впечатлились двойками по физкультуре от ядовитого физрука, что решили исправить их во что бы то ни стало. Не знаю, чем они думали, так как те оценки, что вводились в этот журнал, никому не нужны в принципе, и это доказали преподаватели, которые вообще забили на ведение журнала и ни разу не поставили туда свои отметки из бумажного журнала. Пока кто-то нес деньги физруку, а кто-то классной руководительнице, один мой одноклассник придумал способ более радикальный – взломал этот чудо прожект. Взломал, конечно, сильно сказано – он просто вошел в кабинет информатики, когда там никого не было, да сфотографировал лежащий на столе преподавателя список пар логин-пароль, назначенных для учетных записей учителей. Получив эти данные, он просто вошел в нужные журналы по предметам и поставил себе сплошные «отлично». Отсюда вывод: даже самая защищенная система учета провалится в наших школах, где всем вообще все пофиг. Позже, кстати, выяснилось, что для корректировки оценок вообще не нужно ничего взламывать – можно просто сесть в кабинете информатики за первый компьютер и корректировать что угодно и когда угодно – учительница информатики и, по совместительству, координатор этой замечательной системы в моей школе, никогда не выходила из своей администраторской учетной записи и всегда пользовалась функцией браузера «запомнить пароль».

Это все было уже достаточно давно и, я надеюсь, все дыры на сайте уже закрыты и ученикам называют адрес сайта, куда нужно ввести логин и пароль для доступа к электронному журналу. В целом же на опыте этой системы я сделал вывод о том, что все эти электронные журналы – полнейший маразм и применять их можно, разве что, в каких-нибудь частных школах с зашкаливающим уровнем дохода родителей. Да и к тому же для того, чтобы система работала, электронный журнал нужно вести вместо бумажного, так как в противном случае приоритет имеет бумажный, а электронным никто не занимается вообще.


17.06.2013, 18:37
  маразм, образование, школа, мемуары, воспоминания.
Просмотров: 3015.
3