Вообще по плану сегодняшнего дня у меня не было никаких новых заметок, однако найдя очередной веселый законопроект я просто не смог пройти мимо и не рассказать в блоге о том, что вообще вокруг происходит. Итак, зашел я случайно на «Geektimes» (вообще я этот сайт не посещаю целенаправленно, только если попадается что-то интересное по ссылкам с «Хабрахабра»), скучно прокрутил страницу до половины и увидел очередной проект борьбы с терроризмом от наших законодателей. На этот раз пособниками террористов стали SIM-карты (ну не тонировка же опять, в самом-то деле).
В ближайшее время чиновники могут принять определенные меры по ограничению оборота сим-карт, которые распространяются без заключения договора.
Учитывая то, что в России уже в течение длительного времени итак нет практики свободной продажи SIM-карт, вступление выглядит как минимум, интригующе. Казалось бы, что еще можно сделать с незаконным оборотом SIM-карт, если не взяться, наконец, за торговые точки, которые их незаконно распространяют? Можно!
…комиссия предложила разработать поправки к законодательству относительно ограничения для иностранцев срока действия договоров по оказанию услуг связи сроком пребывания иностранцев на территории РФ. Продлить договор могут на основании документов, которые продлевают сроки пребывания.
Нет, вы только вдумайтесь в глубинный смысл этого краткого блока текста! Ограничить срок действия договора сроком пребывания! Иначе, как стремлением к Индии я такое предложение назвать не могу. Под ограничениями я подозревал увидеть какие-то усложненные требования при оформлении договора, справку из ФМС о месте жительства там, а увидел не ограничение, а мозговзрывающее уточнение, способное ввести некоторых людей в полнейший ступор.
Давайте рассмотрим ситуацию на моем родном Крыму. Существует гражданин Украины, у которого есть украинский паспорт и украинский же номер телефона. Он бывает неделю в Крыму и две на Украине. Теперь, учитывая этот замечательный проект, ему придется оформлять новый договор на услуги связи раз в три недели, а кроме этого каждый раз менять номер телефона, так как он привязывается к конкретному договору и повторно не выделяется. Теряется при этом сама суть связи: находясь в Крыму, человек захочет, чтобы его знакомые звонили ему на российский номер телефона, однако теперь им придется либо раз в три недели узнавать новый номер, либо звонить на украинский (да, я знаю, что роуминга в Крыму нет, но другие-то регионы устроены иначе). Ну не бред ли?
Глава комитета Госдумы по информполитике Леонид Левин… Что касается иностранцев, то здесь следует проконсультироваться с экспертами, считает Левин: «Ведь иностранцы могут покупать сим-карты не на себя, а на третьих лиц».
Бинго! Именно так в конечном итоге и поступят иностранцы, которых окончательно приведет в недоумение новая система заключения договоров на два дня. Но совершенно одно дело, когда они будут оформлять карты на своих родственников или друзей, а совершенно иной случай будет тогда, когда все эти люди пойдут на рынки и всякие там раскладки посреди улицы и будут покупать карты там. Вот тогда уже никто и никогда не установит настоящего владельца карты, так как зарегистрирована она будет, скорее всего, либо на утраченный паспорт, либо на бабушку-божьего одуванчика, либо на лицо без определенного места жительства. Теперь возникает вопрос: а чем, собственно, плохо то, что иностранцы предъявляют свои документы, подтверждающие личность, на основании которых получают собственные же SIM-карты? Так наивно полагать, что эта мера хоть на 1% сократит незаконный оборот! Сократит она, как раз таки, численность вполне законных абонентов, а вот теневой рынок благодаря таким инициативам вскоре начнет разрастаться в геометрической прогрессии, учитывая то, что сами-то точки, занимающиеся реализацией SIM-карт, никто проверять до сих пор не соизволит, так как проверяющие органы еще не определились, чья же это парафия.
Представители банковской сферы положительно оценивают инициативу межведомственной комиссии. «Речь идет, например, о схемах, когда преступники заражают устройства вирусами и блокируют их использование, требуя от владельцев перечислить круглую сумму на некий мобильный счет, естественно, анонимный», — прокомментировал действия комиссии источник из банковской сферы.
По анонимности источника комментария уже понятно, что банки оценивают инициативу положительно, а вот оценку населения уже предвидят. Как обычно, во главу угла встали мошенники. Если уж на то пошло, то эти ограничения нужно было внедрять еще в начале нулевых, когда оплата чего-либо переводом денег на мобильный номер или отправкой платного SMS была основным способом получения денежных средств. Скажите, пожалуйста, что помешает тем же злоумышленникам воспользоваться другим каналом? Криптовалют-то сколько существует на сегодняшний день, а то, что они запрещены Центробанком, то это еще не означает, что злоумышленники беспрекословно исполнят данную директиву. Что помешает собирать деньги на тот же анонимный by design украинский номер телефона? Что помешает собирать деньги на другой иностранный номер, благо, во многих странах не нужно вообще никаких документов для получения SIM-карты? В конце-концов, можно просто собирать деньги через сетевые платежные системы на счет в иностранном банке. Или нет, наоборот: собирать деньги через иностранные платежные системы в российском банке (анонимный счет даже не нужен, так как проверять такие платежи будет разве что налоговая). По всей видимости, из всех этих (а это только то, что я за три минуты придумал) вариантов наиболее рискованным банковские работники считают именно перевод денег на номер телефона. Ну что же, флаг им в руки. Если хоть один мошенник от этого пострадает, в чем я лично очень сомневаюсь, то почему бы и нет.
Источник цитат: