Случайно вчера отыскал фильм «Последняя сказка Риты» авторства Ренаты Литвиновой. Помню, что об этой премьере в мае объявляли на НТВ, но, к сожалению, не видел в своем городе ни одной афиши в то время, когда в Киеве фильм показывали сразу в нескольких кинотеатрах, поэтому единственный выход для меня ― посмотреть его через Интернет. Сразу скажу, что я не поклонник Ренаты Литвиновой и заинтересовался фильмом только из-за того, что саундтреком к нему является песня Земфиры «Дождь», которая мне очень нравится. Сама песня, надо сказать, в фильме звучит лишь однократно, в урезанном виде да и то в самом конце перед титрами, однако в середине фильма, когда подруги повели Риту на прощальный вечер в кафе, звучит другая достаточно интересная композиция, названия которой я пока не знаю.
Сама история, о которой рассказывается в фильме, надо сказать, довольно таки несложная: главную героиню определяет в больницу подруга, которая там работает, однако у подруги не хватает влияния и в итоге Рита оказывается в аварийном корпусе с окнами, заложенными кирпичом во избежание обвала (достаточно забавный момент, кстати), что уж говорить о том, что лечения никакого, конечно же, она не получает, в результате чего уже скоро ее подруга узнает о том, что Рите осталось жить несколько недель. Тем временем к Рите уже присматривается героиня Ренаты Литвиновой ― Ангел Смерти. И весь фильм, собственно, построен как воспоминания Ангела Смерти, которые она надиктовывает девушке (вроде машинистки, только пишет вручную, а не на машинке). Вскоре Рита, как и полагается тяжелобольной девушке, не получающей никакого лечения кроме анализа крови, умирает. Перед смертью она незаметно для себя самой рассказывает героине Ренаты Литвиновой о том, что она хотела бы, чтобы смерть выглядела точь-в-точь как она, а перед тем, как отойти в мир иной, Рита хотела бы выпить шампанского. Ангел исполняет последнее желание Риты, после чего подружки начинают заниматься похоронами (самый абсурдный момент за весь фильм), а вернее, кремацией.
Теперь небольшое отступление от основной темы. Думаю, авторы хотели выделить этот момент, поскольку именно для него была припасена самая красивая песня Земфиры. У Риты имеется бойфренд Коля, который думает о свадьбе и даже приносит Рите на примерку фату. Рита, узнавшая о том, сколько ей осталось жить из записок сумасшедшей соседки по палате, предупреждает Колю о том, что в случае чего оставит в своей руке записку для него. Не совсем понимаю, как эта записка осталась на своем месте даже после вскрытия, но Коля ее таки получает. При беседе с Ангелом Сметри, прикинувшимся медсестрой, Коля слушает сказку о том, как памятник Гагарину, стоящий у него под окном, поднимает руки к небу в тот момент, когда никто на него не смотрит. После смерти Риты и получения записки мы видим Колю, сидящего в своей квартире перед окном и глядящего на памятник. Друг приносит ему два пистолета, из которых (одновременно) он собирается застрелиться, а сам отправляется за сигаретами и вином. Возле Коли сидит слуга Ангела Смерти, однако друг его не видит. Когда Коля подносит пистолеты к голове, Гагарин сначала шевелит головой, а затем поднимает руки. От увиденного Коля меняет свои планы и опускает пистолеты.
В целом фильм достаточно красивый и интересный, однако я затрудняюсь ответить, к какому из жанров он относится. Вроде как это и не драма, поскольку проблемы как таковой и нет, тут же можно сказать, что это далеко не комедия и вовсе не триллер. А вот элементы абсурдизма присутствуют однозначно: героиня Ренаты Литвиновой, к примеру, все время ходит по больнице либо с чучелом хорька (которого в нужный момент она может оживить), либо с приемником, по которому передают адреса неких порталов, а также сообщения о том, что здания по этим адресам уже разрушены. Об этом же она говорит практически со всеми, кто попадается ей на пути: «разрушены все красивые здания», «кто виноват? Мэр?».
Кстати, в этой заметке я даже ничего не буду писать о содержании спойлеров, поскльку такой фильм, как «Последняя сказка Риты» просто невозможно описать на словах так, чтобы его было не интересно смотреть, поэтому полные впечатления Вы получите от данного произведения лишь в том случае, если посмотрите его с первой и до последней минуты собственными глазами.