В справочной системе Интернет-аукциона, конечно же, имеется огромное количество информации, знание которой необходимо для безопасной и плодотворной работы с сервисом, однако я решил немного упростить и систематизировать основные знания по безопасности, видя, сколько народу ищет ответы на свои вопросы на форумах.
Итак, вы просмотрели несколько лотов в каком-то разделе или же нашли интересующий вас лот при помощи поиска. Замечательно, но прежде, чем нажать на кнопку «Купить сейчас» либо поставить свою максимальную ставку, следует провести небольшое исследование и установить, получите ли вы заказанный лот и будет ли он соответствовать вашим требованиям. Для этого собираем информацию по следующим пунктам:
1. Техническое состояние товара. Касается это, в первую очередь, электроники и подобного имущества. Это поле обязательно должно быть заполнено для того, чтобы совершить безопасную покупку. В случае, если в данном поле будет указано, что товар предоставляется в рабочем виде, а реально он будет нерабочим, то это будет уже мошенничество. Если товар по данным аукциона неисправен, это вовсе не означает того, что пользоваться им нельзя. Частенько продавцы перестраховываются и ставят данный статус даже исправным товарам, но бывшим в употреблении. В обоих случаях нас предупреждают либо о неисправности, либо заявляют о полной исправности. Бывают же случаи, когда данное поле не заполнено вообще. Это уже первый звоночек, на который должен обратить внимание потенциальный покупатель. Вы можете попросить продавца заполнить данное поле перед покупкой, в случае отказа просто не покупать товар. Данное поле — не гарантия качества, но оно поможет вам возвратить деньги за товар, не соответствующий описанию.
2. Описание товара. Если товар исправен — должны быть фотографии во включенном состоянии. Все остальное не должно приниматься покупателем. Если в описании указаны механические дефекты, но на фотографии они не показаны, то это показатель того, что в реальности они намного серьезнее, чем в описании. При покупке товаров с механическими дефектами требуйте у продавца фотографий, на которых повреждение будет хорошо видно вам, в противном случае вы не сможете вернуть товар, который был заявлен как дефективный, но вы не видели дефектов при оформлении заказа. Особенное внимание уделяйте описаниям-простыням. Очень часто в многостраничном тексте где-то в серединке имеется какая-то приписка, наподобие «Продается не сам товар, а его фотография». Не смейтесь, это реальный случай. Внимательно читайте описание лота и смотрите его фотографии.
3. Общение с продавцом. Общение с продавцом должно происходить по электронной почте между продавцом и покупателем с тех ящиков, на которые зарегистрированы аккаунты на Интернет-аукционе. По телефону можно уточнить много чего, только вот в случае, если продавец пришлет не то, что обещал по телефону, предъявить телефонный разговор службе поддержки вы не сможете. Стоимость лота при общении с продавцом не должна меняться ни в большую, ни в меньшую стороны. Стоимость доставки — дело другое, а вот стоимость лота должна соответствовать тому, что указано в данных лота. Старайтесь вести электронную переписку и сохраняйте письма до получения товара.
4. Оплата лота. Вы выиграли лот, пообщались с продавцом и теперь перед вами встал вопрос оплаты. Учтите, пожалуйста, что операции с оплатой на третье лицо под систему страхования покупок не подпадают, то есть в случае, если потом продавец скажет, что деньги вы заплатили не ему и не отправит лот, никакой компенсации вы не получите. Расчетный счет должен быть зарегистрирован на того же человека, что и аккаунт продавца.
5. Подтверждение платежа. Когда-то наш любимый зеленый банк распечатал мне только половину чека после перевода средств на счет продавца, после чего скан чека продавцом принят не был и мне пришлось платить еще раз. Если состояние банкомата вызывает у вас какие-то опасения, попробуйте сначала распечатать баланс. После оплаты, я, как правило, отправляю на электронную почту продавцу либо скан чека, либо фотокопию. После сканирования не уничтожайте чек, храните его до тех пор, пока не получите оплаченный товар.
6. Получение товара. Ну вот, ваш товар уже пришел на ближайшее отделение почты и вы уже спешите его получить. Прежде, чем уйти с отделения связи, распечатайте посылку и проверьте, не поврежден ли товар при пересылке. Если он поврежден, но вы вовремя этого не увидели, то ответственности не несут ни продавец, ни перевозчик. Кроме всего прочего, после получения товара у вас на руках обязательно должен остаться документ, в котором будет сказано, что эту посылку вы получили от гражданина, например, Иванова, из Рязани. Зачем? Все очень просто. В идеале, «Новая почта» должна регистрировать серийные номера мобильных телефонов и техники для отслеживания продаж ворованного имущества, однако же чаще всего данный перевозчик ограничивается только обысками посылок, следующих из Крыма, в поисках георгиевских ленточек и денег (этот блэклист мне озвучили, между прочим, сотрудники евпаторийского отделения на Демышева 127А), а телефоны же едут как запчасти или прочий хлам. Получив такую «запчасть» и зарегистрировав ее в сети оператора, вы вполне можете оказаться преступником поневоле. Именно поэтому у вас в наличии всегда должен быть документ, подтверждающий происхождение товара. В идеале стоит распечатать также и страницу с покупкой на аукционе и данные продавца.
Надеюсь, что эти простые правила помогут вам выявить мошенника и не совершать на его странице никаких покупок. В идеале о лотах, явно нарушающих правила аукциона, вам также стоит оповестить администрацию через специальную форму обратной связи.