В октябре я писал о том, что открыл для себя американский сериал «Daria» конца девяностых-начала нулевых. Сам сериал я, собственно, просмотрел полностью за октябрь, просматривая по несколько серий за день (как правило, по две, но иногда даже по четыре), а поскольку сезоны там небольшие, то все серии у меня закончились достаточно таки быстро. Не просмотренным остался лишь первый сезон, который мне нигде не удалось отыскать в адекватной русской озвучке. Имелись, конечно, одноголосные любительские переводы, но я их не признаю, так как не воспринимаю фильмы, в которых двадцать персонажей говорит одним голосом и невозможно понять, где чья реплика. Ну а версии с субтитрами не рассматривались в принципе, так как когда смотришь фильм с субтитрами, то в первую очередь следишь не за тем, что происходит на экране, а за следующей строчкой текста, которая появилась на несколько секунд и вот-вот снова исчезнет. А вчера я принялся за полнометражные фильмы с Дарьей. Таковых имеется всего два: «Is it fall yet?» и «Is it college yet?». В первом Дарья еще училась в школе, а во втором уже успешно закончила ее и занималась поступлением в высшие учебные заведения. Решил начать с последнего, так как после последнего сезона как-то логичнее смотреть его продолжение, а не то, что ему предшествовало.
Вообще этот фильм я бы советовал смотреть всем абитуриентам перед поступлением, так как описывает он прекрасно как американскую систему образования, так и украинскую и русскую. Мне лично очень напомнило мою вступительную кампанию и завершение школьной жизни. Для начала вспомним, что Дарья ― достаточно умная барышня. Также у нее имеется бойфренд Том, который совершенно не думает об учебе, зато учится в более престижной школе, а его родители заканчивали достаточно таки престижный колледж. Дарья тоже хочет туда и едет вместе с Томом и его матерью. Мать, естественно, думает только о нем, благодаря чему из всех запланированных учебных заведений Дарья попадает лишь в одно. Туда мать хочет поступить Тома, поэтому другие варианты ее особо не беспокоят. Конечно же, ему на собеседовании уделяется много времени и он (кто бы сомневался) успешно проходит отбор. У Дарьи же начинается паника: она хочет правильно ответить на все вопросы собеседования, но начинает нести полную чушь, после чего понимает, что дама, проводящая собеседование, хочет слышать от нее именно то, что сказать она не решилась. Таким образом Дарье отказывают и она проходит в более скромное учебное заведение, после чего разрывает отношения с Томом (вполне логично, ведь в будущем они будут встречаться редко и смысл в таких отношениях есть разве что после заключения брака, но никак не до).
У Джейн также наблюдаются трудности. Она собирается поступать на факультет искусств, однако в местном университете, где учились родители Дарьи и конкурс почти отсутствует, ей отказывают. Как выяснилось позже, ей отказали даже не посмотрев портфолио. Разочарованная Джейн получает письмо из Бостона, куда она также отправляла заявку. В письме ее просят выслать портфолио, однако она решает этого не делать, опасаясь очередной неудачи. К счастью, Дарья убеждает ее таки выслать портфолио, благодаря чему Джейн становится студенткой в Бостоне.
Честно говоря, раньше я думал, что американская система образования кардинально отличается от украинской, однако после этого фильма я понял, что они практически идентичны. В Америке, точно так же, как и на Украине, в первую очередь в высшее учебное заведение поступят те, у кого есть связи. Если связей нет, но есть деньги ― тоже пойдет. А вот знания сейчас мало кому нужны что здесь, что там. Хотя в последнее время на Украине и вводят всякую филькину грамоту типа электронных школьных журналов и внешнего тестирования, но на общее качество это вовсе никак не влияет. Так, к примеру, один мой бывший одноклассник прошел на бюджетную форму с профильным баллом 130, я же был третьим по списку с баллом 180 только из-за того, что он купил себе справку о состоянии здоровья, а я ― нет. И фиг с ним, с этим бюджетным учением ― я бы там все равно стипендию не получал, так как отсутствовал бы на 50% занятий из-за своего рабочего графика ― дело тут в другом: я не понимаю смысла в первую очередь проводить по спискам тех, у кого имеются проблемы со здоровьем (пусть и фиктивные), и считаю первоочередное зачисление главным средством, при помощи которого руководство ВУЗов может провести на бюджет тех, кого им надобно. Но это, конечно же, не единственное средство. В ДНУ им.Гончара, к примеру, мою заявку вообще не регистрировали, поскольку боялись, что она вытолкнет из проходного списка человека, который поступление свое, в отличие от меня, оплатил. А еще в Интернете был такой интересный сервис, работающий с базой «Конкурс», по которому можно было бы отыскать все заявки одного и того же человека по его ФИО. ОЧень был удивлен, увидев, что один мой одноклассник, сдавший внешнее тестирование, прямо скажем, неудачно, прошел в один из университетов с более, чем достойными баллами, которые я уж не знаю, откуда считала приемная комиссия.
Мне, правда, жаловаться особо не на что, так как несмотря на весь беспредел, который творится в системе образования Украины, я прошел (пускай, и при помощи жалоб на неправомерные действия администрации ВУЗов) по всем поданным заявкам кроме одной, но выбрал, как и положено, самый худший вариант. Теперь я уже понимаю, что в моем случае лучший вариант ― это заочная форма, но сейчас уже поздно. А если бы я подавал свои заявки только в этом году, то я бы вообще никогда в жизни не выбрал те специальности, по которым поступал в прошлом году. Теперь я уже знаю, что психология ― это полнейшая фигня, со специальностью по которой, как говорят сами преподаватели, устроиться в жизни совершенно невозможно. Хотя, конечно же, мне никто не запрещает подать заявки и в этом году, а от своего ВУЗа отказаться и разорвать договор.
В самом конце фильма, кстати, Дарья выражает прямо-таки мои мысли по поводу школьного образования, а мисс Ли ― просто копия директора моей школы, особенно в части «...кстати, для того, чтобы внести свои щедрые пожертвовАния, Ваш ребенок совершенно не обязан учится в Lawndale High». Вот о чем в моей школе всегда думали больше всего, так это о пожертвовАниях. Начиная от ежемесячного добровольно-принудительного взноса в фонд школы и заканчивая подарком директору, который каждый класс покупает трижды за весь период обучения: после окончания 4-ого класса, 9-ого и последнего, которым нынче является одиннадцатый. А нам-то по телевизору втирают сказки о преподавателях, которые живут на полторы тысячи гривень в месяц. В моем же случае этим несчастным преподавателям, скорее, денег не хватало не на пропитание, а на бензин и обслуживание своих внедорожников.